К началу
страницы

«Хрустальная сказка» — это кукольная феерия, украшенная изделиями из стекла

Донецк — город, который не перестает удивлять новыми и неординарными событиями. 15 мая в галерее «Арт-Донбасс» впервые в Донецке открылась международная выставка «Хрустальная сказка». До 15 июня взрослые и маленькие дончане и гости города могут совершить путешествие в счастливый мир детства: на выставке их ждет встреча с самыми разнообразными куклами на любой, даже самый изысканный вкус. А романтически настроенные взрослые, конечно же, не пройдут мимо живописных витражей и произведений из художественного стекла стекольных дел мастеров, работы которых тоже представлены на этой выставке. Стоимость билетов для взрослых — 20 грн., для детей — 10 грн. С экспозицией можно ознакомиться с 11.00 до 19.00.

На открытии выставки присутствовали Владимир Цветов — вице-президент АПСП «Стекло Украины»,

Антон Сазонов — владелец киевской галереи Dollyland,

 

Татьяна Жукова — скульптор из Макеевки, Петр Пинчук — художник, режиссер, член Союза театральных деятелей Украины из Киева,

Инна Булгакова — зам. начальника управления культуры и туризма Донецкого горсовета, Игорь Мациевский — председатель секции художественного стекла Львовской организации НСХУ, арт-директор галереи «Арт-Донбасс» Екатерина Калиниченко.

Все они сказали много добрых слов в адрес принимающей стороны. Как подчеркнула Екатерина Калиниченко: «Такие выставки помогают нам познакомиться с разнообразными проявлениями талантливых людей, способствуют взаимопроникновению культур и знакомству с традициями и многообразием  мастерства запада, востока и центра Украины. А для дончан и гостей города они — истинное наслаждение, ведь приходить сюда можно всей семьей».

Открытие «Хрустальной сказки» украсили прекрасные детские коллективы. Учащиеся донецкой хореографической школы под руководством Ирины Писаревой и театр-шоу моделей «Панночка» Дома творчества Киевского района. Юные артисты не только порадовали собравшихся искусством танца и красивыми костюмами, но и приобщились к прекрасному.

После выступления девчонки с удовольствием полюбовались на прелестных «жеманниц» — фарфоровых красоток Татьяны Жуковой (куклы: «Императрица», «Сильвия» «Олеся», «Жаклин», «Мария», «Антуанетта») и кукол других авторов. Здесь представлены работы Надин Липпинлауски «Большая девочка», «Маленькая девочка» (Франиция), Лауры Скаттолини «Домашние питомцы» (Италия), Хильдегард Гюнцель «Девочка с мышью» (Германия) и других.

Не получить в такой памятный день эстетического удовольствия от увиденного, было просто невозможно. На выставке в день ее открытия побывал городской голова Александр Лукьянченко. Он с большим интересом рассматривал стеклянный кристалл украинских стеклодувов, изображающий «Донбасс-арену».

Интервью, сделанными с некоторыми участниками «Хрустальной сказки» в день ее открытия, позволяют познакомиться с художниками и организаторами этой выставки поближе.

Петр Пинчук 

За его плечами — Одесское художественное училище им. Грекова, Львовская полиграфическая академия, а затем учеба в мастерской Даниила Лидера — художника и философа..

На студии «Марк&Петр» Петр Пинчук снимает фильмы и музыкальные клипы. В частности, вместе с режиссером Евгением Березняком — фильм «Дума о Тарасе Бульбе», который не остался незамеченным. В качестве художника-постановщика на его счету — 60 спектаклей. Как режиссер он снял 10-серийный «Волшебный мир балета». А видеофильмы «Наве i Яве» и «Mizerer», снятые им в качестве режиссера-постановщика, отмечены наградами международных телевизионных фестивалей. На выставке «Хрустальная сказка» можно поразмышлять над его куклой Атеей, по бокам которой — работы его жены Аннадан, которая и предложила ему попробовать себя в качестве кукольника. И он, вначале возмущенный, как это он будет… вышивать бисером, сейчас делает это довольно ловко. Его куклы пользуются огромным спросом и популярностью. Некоторые работы Петра Федоровича украшают частные коллекции не только на родине, но и за рубежом. В частности, его творения с удовольствием покупают у него Андрей Макаревич и Константин Эрнст.

— Петр Федорович, что вы исследовали в человеческом характере, создавая куклу Атею?  

— Наши корни. Наш внутренний мир. Это продолжение одной моей художественной работы. Почему мы такие? Бываем добрыми, а бываем всепрощающими. Да это наша природа. Мы все вышли отсюда, из скифской земли. Скифы, амазонки… Вот вы отсюда? Значит, тоже Атея.

 — Какой будет ваша следующая работа?

— Следующая моя работа с рабочим названием «Могол». Опять же моголы наши родственники, наша кровь. Даже если вспомнить того же Чингисхана — ни одного поражения. Меня интересует истоки характера человека. Откуда все это в нем заложено.

 — Что для вас эта выставка?

— Это наш проект: продажа работ это хорошо, но мы хотим познакомить Донецк с нашим украинским искусством как таковым. И таким образом растить наших художников. Знакомя с нашей красотой.

 — Не бунтуют ли в вас режиссер, художник и кукольник одновременно?

— Художник, который стоит на месте без творческого поиска лет пять, умирает. А сегодняшние разнообразнейшие технологии просто обязывают художника выражать свои чувства, понимать свои творческие позиции. В 1983 году я снял первый музыкальный фильм на основе песен Ивана Купала, которые заложены в нашей музыке и остались до сих пор. Фильм попал на фестиваль в Венгрию. Потом меня приглашали туда еще. Потому что затронутая в фильме тема интересна тем, что не касается политики, а просто человеческая.

 — Есть ли у вас ученики?

— Ученики у меня есть. Они обучались мастерству монтажа на съемках моих фильмов. Сейчас они лучшие специалисты по монтажу. Мои театральные ученики остались в Одессе, ведь я — одессит и ученик Даниила Лидера.

 — Что для вас как для художника кукла?

— Как для художника для меня кукла все: с ней можно работать как режиссеру кино,  театральному художнику и как скульптору.

 — Сколько лет вы занимаетесь куклой?

— Не поверите — пять лет. И все мои куклы сразу расходятся.

 — А не жалко отдавать свои работы?

— Нет. Они должны жить. Каждый, кто берет куклу, ее любит, значит, она живет, и слава Богу.

 — Какая любимая работа у вашей жены и легко ли она расстается со своими куклами?

— У Аннадан была любимая работа — кукла Элиза. Она ее любила больше всех своих работ. Всех своих кукол она отдавала, а эту — нет. Однажды в Москве к ней обратилась известная галеристка и попросила отдать Элизу ей. Когда ей это удалось, Аннадан плакала и только повторяла, что Карина уговорила ее отдать ей Элизу. Пришлось попросить Карину пожалеть художника и вернуть жене на несколько дней эту куклу, чтобы она смогла ее отпустить. Теперь Аннадан отпускает своих кукол легко.

 — А ваши дети пошли по вашим стопам?   

— Да, моя дочь Екатерина Пинчук занимается этим вполне серьезно. У нее есть даже свой сайт. Притом преподает еще и дизайн в компьютерной академии.

 — А сколько кукол в образе женщины вы создали и что они для вас как для мужчины значат?

— Я воплотил всего два женских образа в куклах, и обе эти куклы забрал Андрей Макаревич. А вот теперь создал Атею… Для меня важен внутренний мир женщины, а не только, какие у нее были физические формы.

Уже в конце нашей интересной беседы с Петром Федоровичем он отметил, что его брат Василий Пинчук недавно открыл первый в СНГ музей звука.

Татьяна Жукова

Эта удивительная женщина родилась в Калининграде, выросла в Москве, училась в Обрамцевском художественном училище. Скульптор по специальности, в Донбасс она приехала случайно. Влюбившись в это неповторимое место, живет и трудится в Макеевке.  Когда она сюда приехала, то, по ее  собственному признанию, просто обалдела, столько здесь было фарфора. Ведь в наших краях еще до революции бывали М.С. Кузнецов и другие известные художники и скульпторы. Здесь находятся самые большие в Европе залежи каолина, а это самый основной материал для фарфора. И она как скульптор не смогла устоять. Куклы Татьяны Жуковой есть в коллекции Аллы Пугачевой. По их костюмам и позам можно смело изучать не только историю костюма, но и нравы былых времен.

 — Татьяна, как давно вы к нам переехали?

— Двадцать лет назад. В тот год, когда распался Советский Союз. Приехав в Макеевку, сразу устроилась на работу на художественном комбинате. Его директор Попов увидел во мне прирожденного керамиста. Спасибо ему большое за это. Он отправил меня учиться в Славянск. Там я на практике и прошла все азы фарфорового производства.

 — Куклами вы начали заниматься сразу?

— Нет. Сначала была главным художником на фарфоровом заводе. В Донецке должен был открыться фарфоровый завод, но времена были не те. Тем не менее мы разрабатывали посуду, делали модели сервизов. А я как художник готовила людей к тому, чтобы они могли все это потом воплощать в жизнь. Художникам было очень трудно. И они выкручивались из создавшейся неблагоприятной для них ситуации как могли.

— Сколько лет вы уже занимаетесь куклами?

— 15 лет. Все это время я работала на Москву: с московскими галереями, в них же и выставлялась.

 — Почему занялись именно куклами?

— С детства любила кукол. Конечно, из фарфора можно делать посуду, какие-то сувениры, но это не греет мне душу. А что ближе всего к одухотворенности? Конечно, кукла.

 — Ваша любимая кукла?        

— Будущая. Все дело в том, что очень сложно сделать серию кукол.

 — А есть у вас сейчас какая-то серия кукол, о которой вы бы хотели рассказать?

— У меня сейчас вообще нет дома кукол. Всех раскупили.

— Есть у вас ваши последователи?

— Только мои дети и внучка. Моя дочь на известном конкурсе «Текстиль и мода» с коллекцией платьев «Зазеркалье» заняла первое место в прошлом году.

Донецкий дизайнер и модельер Олеса Кошечкина — дочь Татьяны Жуковой, переехала в Донецк из Белоруссии и уезжать из нашего города не собирается. Благодаря своей знаменитой маме, которая зародила в ней любовь к будущей профессии, она занимается любимым делом — наряжает людей. Ну конечно, она вместе с мамой в свое время создавала и кукол. Причем с 14 лет, но считает, что это увлечение уже пережила. Олеся тоже художник, и приобщилась к процессу создания кукол, когда ее мама только начала их делать. Уже тогда куклы Татьяны Жуковой пользовались популярностью. Дочь занималась ими до тех пор, пока не нашла своих, по ее признанию, «кукол» — в ателье. И за все очень признательна своей маме. Все, что ни делала Олеся, по ее собственному признанию, было ради нее. Татьяна Жукова, кстати, и предложила дочери принять участие в конкурсе «Текстиль и мода». Поскольку на тот период никакой коллекции для показа у Олеси не было, она сделала ее за пять дней. Но ей хочется вернуться к куклам и она понимает, что они должны быть абсолютно не такими, как в юности, но на создание этого нового кукольного образа нужно время. А пока Олеся завершает свой нынешний творческий этап в дизайнерском доме: своих клиентов, которые верят в нее, она не бросит. А куклы подождут ее до следующего года. Воистину талантливый человек Татьяна Жукова талантлива и в детях.

Антон Сазонов

Его галерея началась с одной очень понравившейся ему куклы, после приобретения которой он стал больше узнавать об этом виде искусства, интересоваться им и подбирать себе коллекцию. «»В моей собственной коллекции работ не так уж и много. Но, в принципе, каждая кукла, которая в ней представлена, это — произведение искусства художников с мировыми именами. Что касается тех художников, работы которых представлены здесь, то их куклы есть в коллекциях королевы Елизаветы, Опры Уинфри, Мадонны, Константина Эрнста, Андрея Макаревича и других. За творчеством этих мастеров-кукольников с интересом наблюдают. Их работы отслеживают и покупают. Все это происходит и благодаря таким выставкам, которые нужны как почитателям их таланта, так и им самим. Если говорить о бизнесменах, то это тоже крупные предприниматели, политики первого эшелона России, Украины и, в частности, Донецка. У этих публичных людей очень интересные коллекции», — рассказал Антон Сазонов. Он убежден, что мы плохо знаем свою историю, поэтому через предметы искусства ее можно узнать получше, но с неожиданной стороны. Причем копать тут можно до бесконечности. А такие выставки рассказывают о том, что в Украине есть самого интересного на сегодняшний день.

 — Почему вы решили проводить этот фестиваль?  

— Изначально фестиваль подарков «Хрустальная сказка» мы слали регулярно проводить в Киеве. Мы захотели привнести европейские традиции в салоны. Помимо этого, мы еще устраиваем международные салоны авторской куклы — это специализированные мероприятия, на которые собираются художники со всего мира. Следующий наш шаг: мы решили проводить у нас праздники, которые для Европы стали традиционными. Это сумасшедшие по красоте ярмарки, народные гулянья каждый год к Рождеству. В августе прошлого года от руководства галереи «Арт-Донбасс» поступило предложение сделать такую выставку, как «Хрустальная сказка», в Донецке. И вот еще один наш шаг: мы здесь.

 — А что интересно лично вам в этом мероприятии?

— Популяризация и развитие этого вида искусства. Потому что, приехав сюда, мы для себя открыли еще несколько имен ваших талантливых художников. Например, Татьяну Жукову. Теперь мы представим ее работы в нашей галерее в Киеве. Осенью планируем открывать еще одну галерею в Берлине, а в перспективе и в других городах. Будем продвигать украинскую куклу за рубеж. На сегодняшний день есть европейская авторская школа, а есть украинская, которая представлена во всех направлениях, которые есть. Для европейских коллекционеров она даже интереснее, чем профессиональная европейская.

 — А в чем разница?

— В этом году будет впервые выставлена современная авторская кукла на аукционе «Кристис», и это будут работы не признанных европейских  или американских авторов, а наших. Украину будут представлять сестры-близнецы Екатерина и Елена Поповы с великолепной коллекцией кукол. Родились ее авторы в Перми, но живут сейчас в Харькове. На прошлогоднем  салоне «Киевская сказка», который проходил в Украинском доме, 1-е место заняла художница из Донецка Оксана Остапчук. В принципе, Донецк можно по праву называть кукольным городом.

 — А как выглядят наши признанные кукольники на зарубежных выставках?

— Наша авторская школа более органична и динамична реагирует на изменения в скульптурных, интерьерных и других трендах. Виктория Миненко и Вика Чичинадзе в прошлом и этом году выигрывали голландско-бельгийский конкурс голландско-бельгийского объединения кукольников. Сестры-близнецы Поповы  выигрывали Гран-при в России, Германии и Японии. Пинчук и Аннадан  —  в России и Франции.

 — Какие современные материалы, которыми пользуются художники, создавая свои кукольные шедевры, сейчас в ходу?

— Сколько художников, столько и материалов. Основные, из которых создают кукол, это фарфор, паперклей, разные скульптурные пластики. На этой выставке есть даже работы, сделанные из воска и гипса: экспериментируя, художники используют разные материалы, стремятся, чтобы они были достаточно прочными и интересно выглядели.

 — Насколько разнятся наши цены на работы кукольных дел мастеров от зарубежных?

— Если говорить о наших художниках, то есть такие, работы которых за рубежом продаются в два раза дороже, чем здесь. Но этот рынок уже настолько устоявшийся, что цены, которые существуют здесь, существенно не отличаются от зарубежных.  

Владимир Цветов

 — Владимир Юрьевич, насколько захватывающее это искусство — быть стеклодувом, так называемым стекольщиком?

 — Делать вещи из стекла — настоящие произведения искусств, заразно. Когда ты видишь, как все это происходит, попадая на стекольные заводы, сам процесс  завораживает. Хочется этим заниматься и дарить людям счастье. Просто экономика Украины в такой ситуации находится, что стекольных дел мастера остались на задворках. В Украине они сконцентрированы в западных областях. Это Галичина, Тернопольская, Львовская  область. Особенно во Львове. Во Львовской академии искусств ректор Андрей Бокатей — сам стекольщик.

 — В чем уникальность этой выставки?

— В том, что впервые за годы независимости мы приехали сюда с такой большой коллекцией. Я десять лет работаю в ассоциации, занимаюсь промышленным производством и в том числе поддерживаю этих художников. Потому что если мы их не поддержим, то украинская школа просто пропадет. Я хочу, чтобы люди на востоке, западе, юге, в центре Украины понимали: специальные печки для этого дела сконцентрированы на западе страны. В Киеве есть три печки, на которых можно работать, но мастеров привозим из Львова, потому что на них некому работать.

 — Основная проблема — нехватка мастеров?

— Да, стекольщиков не хватает. Это же не компьютерная графика, тут нужно иметь дар, талант. Без тестирования они не попадают во Львовскую академию искусств. Ведь если у тебя нет творческого начала, это сложно. Самая большая проблема на сегодня — нет печей. В Киеве завод художественного стекла закрылся. В компании «Вiдродження», которая пыталась все это реанимировать, открылся маленький филиал художественного стекла: его возглавил бывший директор стекольного завода. Печи купили, а мастеров нет. Во Львове другая причина: есть мастера, но нет печей. Там тоже некоторые стекольные заводы закрылись: Бережанский, под Львовом — «Галичина». Сегодня реально работают несколько печей: во Львовской академии искусств, прекрасной мастерской во Львове и в Ширце под Львовом существует завод, который на 90% работает на запад, а в промежутках между своей работой тут дают поработать художникам. Но опять же: процесс хотя и творческий, но не бесплатный. Ребята оплачивают собственный труд. В Европе, Прибалтике те же проблемы, там платят за смену от 300 до 400 евро. Причем это только они платят за заготовки, а получится стекло, не лопнет ли, это уже другой вопрос.

 — Каких-то донецких мастеров знаете?   

— Может, по происхождению они и донецкие, но работают во Львове. В Донецке ведь печей вообще нет.

— Насколько популярно стекло?

— Мало мы его популяризируем, к сожалению. В Киеве, Львове уже наслышаны об этих проблемах. Вот мы и решили сдвинуть акценты, познакомить с этим видом искусства  те места, где развита промышленность, привезти эту выставку к вам. Приобщить к ней интеллигенцию. Здесь таких уникальных вещей не производят. Можно было бы сюда привезти печь, чтобы наглядно показать, как все это делается. К сожалению, это тоже затраты, есть и технические проблемы. Занести ее сюда, весящую несколько тонн, невозможно. Оставить на улице нельзя, возле нее надо тогда ставить милиционера, чтобы охранял. Но вообще это очень интересный процесс.

 — Как стекольщики вообще попали на эту выставку?

— В Киеве, когда Антон Сазонов проводил «Хрустальную сказку», он пригласил и стекольщиков, ведь стекло всегда украшает любую из выставок. А когда он открыл галерею, то оставил место и для них. Часть их работ выставляется там, часть — в ассоциации. Он и пригласил нас на эту выставку к вам. Нужно чтобы стекольная продукция реализовывалась. Стекло должно присутствовать либо в коттедже, либо в доме, либо в офисе. К нам обращаются владельцы мебельных заводов. Стекло украшает мебель и продают его вместе, в ассортименте. Цены для украинского потребителя мы постарались сделать приемлемыми.

— Какие изделия из стекла наиболее популярны?

— Кому какие изделия из стекла больше нравятся, те и покупают. Ведь на вкус и цвет, как вы знаете, товарищей нет. Кто-то покупает с учетом имеющихся у него картин, кто-то — цвета обоев. К примеру, работы Игоря Мациевского из художественного стекла на одном из аукционов стоили от 30 до 50 тысяч евро.

 — Ваша любимая кукла?

— Моя любимая кукла — это моя жена (смеется. — Прим. авт.).

Таким улыбающимся и лучезарным нам, дончанам, и запомнился вице-президент АПСП «Стекло Украины» Владимир Цветов.

На выставке побывала Анна ГАЙВОРОНСКАЯ

Art-Новости ,

Comments are closed.

О нас

Сайт, посвященный культуре и искусству Донецка, афиша Донецка, галерея донецких авторов и их творчества в сферах музыки, поэзии, изобразительного искусства, хендмейд и рукоделия. Выставки, концерты, театральные постановки в Донецке и Донецком регионе. Продажа предметов искусства и хендмейда, дисков исполнителей, книг. Доска объявлений.

Ссылки

Яндекс.Метрика